Гетинакс листовой - это слоистый электротехнический композиционный материал, получаемый горячим прессованием нескольких слоёв электроизоляционной бумаги, предварительно пропитанных фенолоформальдегидной термореактивной смолой.
Основные составляющие и метод производства
Этот материал, представляющий собой композит получающийся путем горячего прессования прессования бумажных слоев, пропитанной специальными растворами на основе связующих термоактивных эпоксидных смол. После чего отверждается (высушивается) при определенной температуре. В результате получается прочный и легкий лист композитного материала, который может быть нарезан на нужные размеры.
Свойства
-
Высокая прочность: гетинакс обладает отличными механическими характеристиками.
-
Устойчивость к химическим веществам: материал не разрушается под воздействием большинства кислот и щелочей.
-
Электрическая изоляция: гетинакс является хорошим изолятором, что делает его идеальным для применения в электротехнике.
-
Температурная стойкость: материал может выдерживать высокие температуры до 120°C без потери своих свойств.
Преимущества
-
Листовой гетинакс не расслаивается и не повреждается при умеренных нагрузках;
-
Способствует упрощению штамповки;
-
Масла и жиры не станут серьезной проблемой;
-
Щелочи и кислоты не нарушают целостность поверхности.
-
Легкость: легче многих металлов, что делает его удобным для использования в различных конструкциях.
-
Долговечность: Материал не подвержен коррозии и имеет длительный срок службы.
-
Универсальность: Может использоваться в различных отраслях благодаря своим уникальным свойствам.
-
Качество будет напрямую зависеть от компонентов, из которых и было произведено полотно.
Недостатки
-
Низкая влагостойкость — при намокании резко ухудшаются изоляционные свойства.
-
Невысокая термостойкость — начинает размягчаться выше 120 °C.
-
Неоднородность структуры — расслоения возможны при неправильной обработке.
-
Меньшая прочность и долговечность, чем у современных аналогов.
Марки
Производится 4 типа листового гетинакса по ГОСТ 2718-74
-
1 – стандартизированное производство, имеет низкую способность к поглощению жидкостей. Отличается низким водопоглощением и электроизоляционными свойствами, не зависящими от влажности воздуха.. Предельно допустимая температура от – 65 до + 120 градусов;
-
2 – разрешенная толщина может колебаться от 0,4 до 100 мм;
-
5 – высокие диэлектрические способности;
-
ЛГ – наиболее качественный, устойчивый и прочный из-за лавсановой и полиэфирной бумаги.
Возможно изготовление по чертежам заказчика
Технические характеристики
|
марка I
|
марка II
|
марка V
|
марка ЛГ
|
Удельное объёмное электрическое сопротивление (до 4мм)
|
106-109
|
106-109
|
108-1011
|
5*108
|
Пробивное напряжение параллельно слоям для толщин не менее 3.5 мм, не менее кВ
|
16-30
|
12-30
|
40
|
30-40
|
Электрическая прочность перпендикулярно слоям, не менее кВ
|
6.7-8.0
|
5.0-6.0
|
14.5-20
|
11.5
|
Разрушающее напряжение при изгибе перпендикулярно слоям, не менее МПа
|
135
|
105-130
|
130-160
|
130
|
Разрушающее напряжение при растяжении, не менее МПа
|
120-125
|
80-125
|
100-140
|
100
|
Плотность, кг/м3
|
1300-1400
|
1300-1400
|
1300-1400
|
1250-1350
|
Теплопроводность
|
1,8-0,30
|
Размер листа (ширина х длина ), мм
|
1000 х 2000
|
Толщина, мм
|
1.5, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 25, 30, 40, 50
|
Сферы применения
-
Электротехника: листовая деталь используется для изготовления изоляторов, корпусов электрических устройств и других компонентов низковольтных печатных плат.
-
Машиностроение и промышленность: листовые заготовки применяются для производства деталей, которые требуют высокой прочности и устойчивости к механическим нагрузкам.
-
Строительство: используется в качестве конструкционного материала в некоторых случаях.
-
Авиация и автомобилестроение: листовой элемент применяется для создания компонентов, которые должны быть легкими и прочными.
-
Широкое применение в изоляции: отдельных частей техники, отделки и изготовление панелей, труб, изолирующих шайб прокладок и иных изготовление деталей.
Не смотря на высокую прочность, легко поддается механической обработке.
До сих пор его можно увидеть в старых поездах или самолетах